Помогаем покупать
Москва По вашему запросу ничего нет, но вы можете выбрать из списка МоскваСанкт-ПетербургЕкатеринбургАлтайский крайАмурская обл.Архангельская обл.Астраханская обл.Белгородская обл.Брянская обл.Владимирская обл.Волгоградская обл.Вологодская обл.Воронежская обл.Еврейская АОЗабайкальский крайИвановская обл.Иркутская обл.Калининградская обл.Калужская обл.Камчатский крайКемеровская обл.Кировская обл.Костромская обл.Краснодарский крайКрасноярский крайКурганская обл.Курская обл.Липецкая обл.Магаданская обл.Мурманская обл.Ненецкий АОНижегородская обл.Новгородская обл.Новосибирская обл.Омская обл.Оренбургская обл.Орловская обл.Пензенская обл.Пермский крайПриморский крайПсковская обл. Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкессия Карелия Коми Марий-Эл Мордовия Саха Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня ЧувашияРостовская обл.Рязанская обл.Самарская обл.Саратовская обл.Сахалинская обл.Смоленская обл.Ставропольский крайТамбовская обл.Тверская обл.Томская обл.Тульская обл.Тюменская обл.Ульяновская обл.Хабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская обл.Чукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская обл. Крым
Каталог

Краудфандинг и его подводные камни: кидалы, фантазеры и «Почта России»

Все слышали о краудфандинге — способе коллективного сбора средств ради определенной цели. Например, выпуск инновационного смартфон с тремя дисплеями, производство космической ракеты до Марса или запись альбома инди-группы. Краудфандинг — отличный вариант получить эксклюзивный подарок за свою помощь, найти друзей или просто поддержать стоящую, по вашему мнению, идею

Краудфандинг и его подводные камни: кидалы, фантазеры и «Почта России»

С пожертвованиями на социальные проекты вопросов нет. Вы же не будете требовать отдачи от музыкальной школы для детей с ограниченными возможностями, которой скинули 500 рублей? Другое дело — коммерческие проекты, за участие в которых жертвователь получает непосредственно продукт. Разберёмся, почему лучше не тратить свои кровные на неубиваемый зарядник для iPhone, а направить деньги на более полезные дела.


Небольшая вероятность успеха

В 2013 году, спустя три года после появления Kickstarter — самой популярной краудфандинговой площадки, создатели сайта раскрыли статистику. Оказалось, что 44% проектов собрали нужные средства. Неплохо, скажете вы, но не всё так однозначно.

В правилах пользования платформой написано, что руководство Kickstarter осуществляет поддержку пользователей только в период сбора средств. Далее — на свой страх, риск и совесть собирателя денег. Соответственно, собрав миллион долларов на успешный проект, автор кампании может забрать их себе и помахать вам ручкой. С моральной точки зрения это ужасно, но юридически до него не докопаешься. Kickstarter просто выступает посредником между автором и жертвователями, а потом умывает руки.


Нежизнеспособные проекты

В основном, кампании по сбору средств запускают энтузиасты и начинающие изобретатели. Этот тот самый случай, когда больше желания, чем возможностей. В порядке вещей, когда непрофессионалы берутся за усовершенствование популярного девайса и терпят крах из-за отсутствия опыта.

Живым примером непрофессионализма и завышенных амбиций стал проект холодильника Coolest Cooler. В 2014 году портативный девайс с набором дополнительных функций (Bluetooth-колонка, зарядники и прочее) собрал на Kickstarter страшную сумму — 13 млн долларов. Спустя пару лет после завершения кампании холодильники всё ещё не отправились к своим владельцам. Сначала создатели Coolest Cooler ругали логистику, потом — стороннего производителя, а в итоге оказалось, что холодильник по каким-то техническим причинам работает не так как надо.


Есть вероятность мошенничества

В связи с тем, что Kickstarter не отвечает за проекты после завершения кампании, сборщики денег могут запросто кинуть (и кидают) жертвователей средств. И даже коллег по проекту, как это случилось в истории с Peachy Printer. В 2013 году на Kickstarter и Indiegogo был запущен проект бюджетного 3D-принтера. В то время бум объёмных принтеров только нарастал, причём все они стоили страшных денег. Естественно, Peachy Printer за 100 долларов выглядел как хорошее вложение средств. Кампания оказалась успешной, создатели собрали 560 тыс. долларов, а затем перестали сообщать новости и отвечать на сообщения пользователей.

Спустя три года тишины один из авторов проекта, Райлан Грэйстон, рассказал, что его коллега взял половину суммы из общего кошелька и построил себе дом. Интересно, что Грэйстон знал о махинациях друга, Дэвида Бо, но не поднимал шума. В итоге дело предали огласке, но жертвователям это не помогло. Ни один из участников проекта не получил своего принтера, а жулик Дэвид Бо, видимо, до сих пор живёт в своём доме.


Проблемы с доставкой

Если вы хотя бы раз заказывали товары с американских или китайских магазинов, то знаете, какая это мука. Во-первых, продавец может отправить не тот товар или ошибиться с размером и цветом. Во-вторых, никто не отменял проблемы с таможней и «Почтой России», к которым наша посылка благополучно попадает после пересечения границы. В-третьих, стоимость доставки. В основном, отправка оплачивается жертвователем дополнительно; учитывая расстояния, время доставки может растянуться на несколько месяцев.

Ещё одна особенность краудфандинговых площадок — время, которое даётся создателю кампании на производство продукта. Например, если автор начал сбор средств на индукционную зарядку в 2017 году, то к первым покупателям она отправится не раньше 2018 года. Может, за год или два в обычном магазине появится такая же?

Мало достойных российских проектов

Хотя идея краудфандинга стара как мир, полноценный глобальный проект (Kickstarter) появился менее 10 лет назад в США. В силу многих причин на западных и российских площадках очень мало достойных технологических проектов из России. Например, на крупнейшей российской платформе Planeta в рубрике «Технологии» всего 32 активных проекта. Большинство из них собирают средства на ремонт школ и развитие сомнительных сайтов. Рад бы денег дать, да некому.

Автор: MobiGuru
13 июля 2017
Мобильная версияAPI для партнеров
© 2017 ООО «Гуру Проджектс» 115280, Москва, ул. Ленинская Слобода, д.19, стр.1 Эл. почта: reklama@corpguru.ru